Если ставка налога на прибыль 0%

 Минфин о возможности переноса организацией, применяющей нулевую ставку по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта РФ, сумм неиспользованного инвестиционного вычета по расходам на основные средстваМинфин разъяснил порядок применения инвестиционного налогового вычета (ИНВ) по налогу на прибыль. Среди прочего Минфин разъяснил, что согласно подпунктам 1 и 2 п. 2 ст. 286.1 НК РФ ИНВ текущего налогового (отчетного) периода может составлять в совокупности не более 90 % суммы расходов, составляющей первоначальную стоимость основного средства в соответствии с абз. вторым п. 1 ст. 257 НК РФ, и (или) не более 90 % суммы расходов, составляющей величину изменения первоначальной стоимости основного средства в случаях, указанных в п. 2 ст. 257 НК РФ (за исключением частичной ликвидации основного средства). При наличии закона субъекта РФ ИНВ в виде расходов, указанных в подпунктах 1 и 2 п. 2 ст. 286.1 НК РФ, может быть применен (перенесен на последующие налоговые периоды) налогоплательщиком только в том случае, если в налоговом (отчетном) периоде, в котором введен в эксплуатацию соответствующий объект основных средств либо изменена его первоначальная стоимость, у налогоплательщика имелась исчисленная сумма налога на прибыль (авансового платежа), подлежащая зачислению в доходную часть бюджетов этих субъектов РФ. Если налогоплательщик воспользовался в текущем налоговом (отчетном) периоде ИНВ в виде расходов, указанных в подпунктах 1 и 2 п. 2 ст. 286.1 НК РФ, а в следующем налоговом (отчетном) периоде применил налоговую ставку по налогу, подлежащему зачислению в бюджет субъекта РФ, в размере 0 % на основании п. 1.16 ст. 284 НК РФ, то неиспользованный ИНВ по указанному основанию может быть перенесен на последующие налоговые периоды, в которых у налогоплательщика появится исчисленная сумма налога на прибыль (авансового платежа), подлежащая зачислению в доходную часть бюджетов этих субъектов РФ, если иное не предусмотрено законом субъекта РФ.Письмо Минфина от 03.05.2023 № 03-03-06/1/40489

Важно как земля используется ФАКТИЧЕСКИ!

 Неосвоение земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, не является основанием для отказа в применении пониженной ставки земельного налога Статус: в пользу налогового органа. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.04.2023 № Ф05-3827/2023 по делу № А41-41539/2022 (https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/2da082f2-8588-4e8e-947f-41c080be1c6d/dcc34750-814f-4b22-8544-77da1c953d5d/A41-41539-2022_20230428_Postanovlenie_kassacii.pdf?isAddStamp=True) Суть требования: о признании незаконными действий налогового орган, обязании внести изменения в исчисленную сумму земельного налога. Значимые выводы: общество, являющееся коммерческой организацией, не было вправе применять налоговую ставку 0,3 процента при исчислении земельного налога за 2020 год, а произведенный налоговым органом перерасчет налога по ставке 1,5 процента является правомерным.Начиная с 2020 года в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для возведения объектов индивидуального жилищного строительства (пункт 39 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ), воля законодателя направлена на предоставление государственной поддержки непосредственно гражданам, которым приобретенные (предоставленные) для индивидуального жилищного строительства земельные участки принадлежат на соответствующем праве, осуществляющим строительство для удовлетворения собственных нужд, связанных с проживанием.Коммерческие организации исключены из числа субъектов, которые вправе применять пониженную ставку налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, даже в случаях, когда они осуществляют возведение объектов индивидуального жилищного строительства на принадлежащих им участках для реализации впоследствии построенных объектов гражданам.Из приведенной логики законодательного регулирования вытекает, что налогоплательщики - коммерческие организации, тем более не вправе применять пониженную ставку налога в случаях, когда они и вовсе не имеют намерения приступать к индивидуальному жилому строительству, но используют соответствующие земельные участки в своей предпринимательской деятельности как активы, рассчитывая на получение прибыли от их реализации, либо на использование земельных участков в качестве объектов залога (ипотеки) и т.п.Принимая во внимание изложенное, начиная с 2020 года сам факт принадлежности коммерческой организации земельного участка, приобретенного (предоставленного) для индивидуального жилищного строительства, исключает возможность применения ставки, предусмотренной абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ.

Налог на сверхприбыль

 Законопроектом (https://sozd.duma.gov.ru/bill/379248-8#bh_histras) предлагается установить для организаций, у которых средняя арифметическая величина прибыли за 2021 год и прибыли за 2022 год оказалась выше 1 млрд. рублей, налог на сверхприбыль, определив, что налоговая база для данного налога рассчитывается как прирост средней арифметической величины прибыли за 2021 год и прибыли за 2022 год над средней арифметической величиной прибыли за 2018 год и прибыли за 2019 год, а налоговая ставка устанавливается в размере 10 процентов.При этом, в случае фактического перечисления в 2023 году определенной суммы денежных средств (обеспечительного платежа) в федеральный бюджет, размер налога, по сути, может быть равен величине, исчисленной по ставке 5 процентов, а эти перечисленные средства будут зачтены в счет уплаты налога на сверхприбыль. Кроме того, налог на сверхприбыль будет зачисляться исключительно в федеральный бюджет, и носить разовый характер.

Фальсификация документов бухгалтерского (налогового) учета

 В соответствии с законопроектом о введении в УК новой статьи — 173.3 («Фальсификация документов бухгалтерского (налогового) учета, бухгалтерской (налоговой) отчетности») ответственность предусматривается как за подачу ложных налоговых деклараций и счетов-фактур, так и за их сбыт. Законопроект предлагает штрафовать нарушителей на 100 000 — 300 000 рублей, а если махинации привели к крупному ущербу для бюджета (от 2,25 млн рублей) — лишать свободы на срок до четырех лет. Если преступление совершено группой лиц или ущерб особо крупный (от 9 млн рублей), наказание - до пяти лет принудительных работ или до семи лет лишения свободы. Поправки Минюста к законопроекту включают формулировку, что статья 173.3 за подачу ложных деклараций и счетов-фактур применяется «при отсутствии признаков мошенничества или уклонения от уплаты налогов, сборов и (или) страховых взносов».

Россия везде!

 Минфин об НДС при оказании российским экспедитором услуг резиденту Казахстана по организации доставки груза железнодорожным транспортом из Казахстана в Узбекистан. 

По мнению Минфина, местом реализации указанных услуг в целях применения НДС признается территория РФ (ст. 164 НК РФ). Поскольку пунктом 1 ст. 164 НК РФ применение нулевой ставки НДС в отношении услуг по организации перевозок грузов за пределами территории РФ не предусмотрено, такие услуги облагаются НДС в РФ по ставке 20 % в соответствии с п. 3 ст. 164 НК РФ.Письмо Минфина от 04.04.2023 03-07-13/1/29612

ЕНС. Наказания начинаются....

 До 30 июня налоговая не начисляет пени, если налогоплательщик ошибся при формировании уведомления об исчисленных налогах или не направил его. С 30 июня эта отсрочка прекратит действовать. Если заполнить уведомление об исчисленных суммах неверно или не направить его, то налоговая начислит пени и штраф в размере 200 рублей (п.1 ст. 126 НК). Основание: постановление Правительства от 29.03.2023 № 500.

Применение искусственных юридических конструкций для хозяйственных операций

 Применение искусственных юридических конструкций для хозяйственных операций, не содержащих признаков противоправности, но лишенных хозяйственного смысла и не имеющих объяснений неналоговыми причинами, рассматривается как злоупотребление правом в сфере налоговых правоотношений.

   Суть требования: о признании незаконным решения налогового органа.

 Решение суда: отказано. 

 Обоснование суда: 

налогоплательщик формально распределил функции давальческих организаций и продавцов кондитерской продукции на подконтрольные и взаимозависимые общества, получил необоснованную налоговую экономию в виде уменьшения налогооблагаемой базы посредством формального документооборота, отражающего наличие сделок между участниками схемы и позволяющего получать выручку, сокрытую от налогообложения.Введение статьи 54.1 НК РФ в НК РФ направлено на установление запрета совершения налогоплательщиком формально правомерных действий с основной целью неисполнения (неполного исполнения) обязанности по уплате налогов или получения права на возмещение (возврат, зачет) (запрет на злоупотребление правом). (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17.03.2023 № Ф09-588/23 по делу № А71-284/2022)

Обзор успешных практик противодействия схемам уклонения от налогообложения от ФНС РФ

В Обзоре ФНС представлены: — результаты анализа информации в части успешных практик устранения схем уклонения от налогообложенияВ частности, в результате анализа установлено, что из 45 налогоплательщиков реальные бенефициары из состава руководителей, учредителей, главных бухгалтеров должников выявлены в 31 случае (68,9%); из числа лиц, неформально управляющих деятельностью должника и/или получающих от этого необоснованную налоговую выгоду (ННВ), бенефициары выявлены в 14 случаях (31,1%); — комплекс мероприятий по определению схемы косвенного участия контролирующих лиц в деятельности налогоплательщика.С целью выявления реального бенефициара (выгодоприобретателя) на стадиях проведения предпроверочного анализа и доследственной проверки осуществляется комплекс мероприятий по определению схемы косвенного участия контролирующих лиц в деятельности должника, в том числе: — анализ движения товарных и денежных потоков для определения конечного получателя доходов в результате уклонения от уплаты налогов; — поиск информации в отношении конечных получателей доходов в результате использования схемы по уклонению от уплаты налогов, а также лиц, фактически руководящих деятельностью должника, с использованием информационных ресурсов налоговых органов, внешних источников информации, в том числе средств массовой информации и социальных сетей, на предмет наличия сведений, характеризующих статус лица в качестве бенефициарного владельца; — получение информации от Росфинмониторинга для установления лиц, являющихся конечными получателями доходов в результате уклонения от уплаты налогов, а также определения лиц, являющихся руководителями (учредителями) офшорных компаний; — направление запроса в кредитные организации о бенефициарном владельце должника в соответствии со статьей 8.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"; — анализ выстроенной должником модели ведения бизнеса на предмет наличия фактов, подтверждающих получение бенефициаром должника незаконной выгоды.Кроме того, в Обзоре ФНС представлены наиболее эффективные мероприятия, в числе которых: — допросы (ст. 90 НК РФ, ст. 79 УПК РФ); — допрос потерпевшего (ст. 78 УПК РФ); — осмотр (обыск) территорий, помещений проверяемого лица, документов и предметов (ст. 92 НК РФ, ст. ст. 176, 182 УПК РФ); — истребование документов и информации у проверяемого лица, либо контрагентов проверяемого налогоплательщика о конкретных сделках, а также у третьих лиц - участников сделки, по результатам которых проводится анализ хозяйственных (финансовых) операций, не связанных с ведением основной деятельности налогоплательщика (ст. ст. 93, 93.1 НК РФ, ст. 183 УПК РФ); — проведение экспертизы документов (ст. 95 НК РФ, ст. 80 УПК РФ); — обыск и выемка документов, в том числе электронной переписки (ст. ст. 182, 183 УПК РФ; ст. 94 НК РФ); — осмотр местности, иного помещения, предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, в т.ч. ноутбуков, компьютеров и иных электронных носителей информации (ст. 176 УПК РФ); — контроль и запись переговоров (ст. 186 УПК РФ). 

Письмо ФНС от 30.12.2022 № СД-4-18/17916@

Директору премии не положены!

 Директор компании не вправе издавать приказы о применении мер поощрения в отношении самого себя, это приводит к конфликту интересов, решения о премировании - компетенция общего собрания участников общества либо, в отдельных случаях, совета директоров.

Основание: см. Дело: А40-121758/2021

Единый налоговый платеж. Нет предела совершенству

 Закон о едином налоговом платеже ещё не вступил в силу, а изменения к нему уже готовы. В Госдуму внесли законопроект (https://sozd.duma.gov.ru/bill/239738-8), по которому хотят уточнить ряд правил перечисления единого налогового платежа с 2023 года. Как следует из пояснительной записки, законопроект разработан в целях уточнения отдельных положений НК РФ с учетом первых результатов, полученных при проведении пилотного проекта по апробации нового механизма уплаты налогов и их учета налоговыми органами, в том числе, с учетом замечаний и предложений бизнеса и регионов. Что хотят поменять:1️⃣ из НК РФ уберут такие понятия, как «суммы излишне уплаченных и излишне взысканных» налогов в связи с неприменимостью указанных понятий к институту единого налогового счета;2️⃣ скорректируют порядок учета уточненных деклараций и расчетов при определении совокупной обязанности;3️⃣ уточнят порядок формирования «входящего» сальдо единого налогового счета на 1 января 2023 года;4️⃣ в совокупной обязанности не будут учитывать суммы, по которым приостановили уплату на период рассмотрения заявления об отсрочке или рассрочке;5️⃣ институт единого налогового счета интегрируют в налог на профессиональный доход.

Минфин о налогообложении деятельности, осуществляемой организацией-застройщиком за счет средств целевого финансирования и за счет собственных средств

 Минфин напомнил, что от НДС освобождены услуги застройщика на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», за исключением услуг, оказываемых при строительстве объектов производственного назначения, к которым относятся объекты, предназначенные для использования в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) (подп. 23.1 п. 3 ст. 149 НК РФ). При этом освобождаются от НДС операции по реализации жилых домов, жилых помещений, а также долей в них (подп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ).Налог на прибыльМинфин также напомнил, что на налогоплательщиков, получивших средства целевого финансирования, возложена обязанность по ведению раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в качестве целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. При этом Минфин отметил, что иные доходы и расходы, полученные и понесенные организацией-застройщиком, должны учитываться в общеустановленном порядке в зависимости от квалификации предмета договора, определенного сторонами при его заключении (абз. 1 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).По мнению Минфина, финансовый результат от использования целевых средств определяется как сумма неиспользованных целевых средств застройщиком и не возвращенных дольщикам.Также Минфин указал, что при оценке договоров, связанных со строительством объектов недвижимости, следует руководствоваться постановлением Пленума ВАС от 11 июля 2011 № 54 "О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем".Письмо Минфина от 29.09.2022 № 03-07-11/88447

Все внимание к налоговой реконструкции!!!

 Выявление искажений сведений о фактах хозяйственной жизни предполагает доначисление суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, таким образом, как если бы налогоплательщик не злоупотреблял правом.Соответствующие доводы налогового органа об умышленном характере совершенного налогового правонарушения не могут быть приняты во внимание с учетом того, что сам по себе факт получения необоснованной налоговой выгоды не может служить основанием для изменения порядка определения недоимки и для взимания налога в относительно больше размере. Форма вины имеет значение лишь при определении размера штрафной санкции по ст. 122 НК РФ. В противном случае доначисление налога в большем, чем должно, размере, становится дополнительной мерой налоговой ответственности, которая действующим налоговым законодательством не предусмотрена.Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 08.02.2021 № Ф09-7916/20 по делу № А76-48111/2019

Застройщик на УСН и НДС к вычету....

 Суммы налога, предъявленные в ходе строительства, могут быть приняты к вычету налогоплательщиком, ранее применявшим упрощенную систему налогообложения, если объект строительства не использовался для извлечения выгоды в период применения упрощенной системы налогообложения, а облагаемые НДС операции возникли после перехода налогоплательщика на общую систему налогообложения.Определение № 301-ЭС21-784

Движимое или недвижимое????

 Факты монтажа оборудования в зданиях и помещениях, предназначенных для обеспечения производственной деятельности, а также использования имущества (оборудования и зданий) по общему назначению не являются основанием для отказа в предоставлении освобождения от налогообложения, предусмотренного законом в отношении движимого имущества. (Определение № 308-ЭС21-6663 ВС РФ п. 25)

Минфин обновил программу разработки ФСБУ на 2022 –2026 годы

 Так, перенесли предполагаемую датувступления в силу стандартов: "Доходы" — с 2022 на 2025 год; "Расходы" — с 2023 на 2025год; "Бухгалтерская отчетность" — с2021 на 2025 год; "Нематериальные активы" — с2021 на 2024 год; "Долговые затраты" — с 2022на 2026 год; "Финансовые инструменты","Участие в зависимыхорганизациях и совместнаядеятельность" — с 2022 на2027 год; "Некоммерческаядеятельность" — с 2021 на2026 год.В программу добавили стандарты"Инвентаризация" и "Биологическиеактивы". Предполагаемая датавступления в силу первого стандарта— 2025 год, второго — 2028 год.Программа, которая действуетсейчас, утратит силу.Документ: Приказ Минфина России от22.02.2022 N 23н

Загрузить еще